Skip to main content
Support

Cобытия второго полугодия 2008 года - мировой финансовый кризис и грузино-российский вооруженный конфликт - чрезвычайно наглядно и, к сожалению, весьма болезненно продемонстрировали взаимосвязанность происходящего в нашей стране и в мире. Это было отмечено и президентом России Д. Медведевым в Послании Федеральному Собранию, где признавалось, что августовские события на Кавказе привели к росту напряженности в Европе и во всем мире, а финансовый кризис в Соединенных Штатах, теснейшим образом связанный с рынками всех развитых стран, потащил на траекторию спада финансовые рынки планеты.

Обращаясь к теме «кавказского узла», «Вестник» публикует статью А. Язьковой, представляющую интерес тем, что автор показывает проигрыши и выигрыши не только сторон, участвующих в конфликте, но и всех заинтересованных стран в Кавказском регионе и за его пределами. Э. Паин рассматривает мифы, сопровождавшие драматические события в Южной Осетии, и дает свою оценку последствий признания независимости бывших грузинских автономий для России.

Глубокие, структурные изменения в мировой политике, столь рельефно обозначившиеся в августе 2008 года, поставили перед Россией вопрос о важности долгосрочного стратегического планирования своих действий на международной арене. В связи с этим А. Макарычев делает попытку проанализировать политику России по отношению к ближайшим соседям - так называемым странам «цветных революций», прежде всего Грузии и Украине.

Не утихают споры о том, насколько тесно проблема кавказского узла переплетается с проблемой мирового финансового кризиса. Одни эксперты-экономисты считают, что события в Южной Осетии «не выглядят значимыми для экономики» (Е. Гурвич), другие, напротив, полагают, что «краткий по продолжительности вооруженный конфликт в Южной Осетии будет иметь весьма серьезные и долгосрочные последствия для мировой экономики. Одной из сфер, немедленно отреагировавшей на дестабилизацию обстановки на Кавказе, оказалась энергетика, точнее, ее инфраструктура». Трудно оценить роль того или иного фактора как в развитии мирового кризиса, так и в его проявлении в России. Однако очевидно, что конфликт вокруг Южной Осетии, так же как, например, и дело концерна «Мечел», демонстрирует высокие риски инвестирования в российскую экономику. Известно, что обычно инвестиции падают, если страна втягивается в войну, если ожидается применение к ней международных санкций. Общее ухудшение отношений России с Западом увеличивает стратегические риски, связанные с нашей экономикой.

В этих условиях как никогда актуальны идеи Дж.Ф. Кеннана. Статья И. Орлика обращает нас к наследию этого выдающегося американского мыслителя XX века. Размышления Кеннана о принципах, на которых должны строиться международные отношения, его оценки внешней политики США, удивительные провидения относительно «русского будущего», во многом ставшего сегодня нашим настоящим, и перспектив российско-американских отношений, - все это требует своего осмысления и учета сегодня, в начале XXI века.

Во взаимозависимом, глобализирующемся мире одной из первоочередных задач, стоящих перед многими странами, и в том числе Россией, является необходимость выработки эффективных принципов управления увеличивающимся культурным разнообразием. Прежде всего это касается крупнейших городов, представляющих одновременно локальные и глобальные сообщества. Какова реакция этих сообществ на интенсивный приток мигрантов? Как добиться их успешной интеграции в городское пространство? В своей концептуальной статье Б. Рубл рассматривает новые тенденции в жизни современного города и показывает возможности восприятия культурного разнообразия как важнейшего фактора его устойчивого развития. Е. Тюрюканова на примере Москвы обращает внимание на сложность адаптации мигрантов в условиях их быстрого и массового притока, продолжая обсуждение этой темы, начатое в предыдущих выпусках журнала В. Мукомелем, О. Вендиной, Л. Дробижевой и другими авторами.

В Послании Федеральному Собранию президента Д. Медведева прозвучали предложения, которые требуют изменений в Конституции России. Полтора десятилетия реформ Конституция оставалась неприкосновенной. В декабре 2008 года ей исполняется 15 лет. К юбилею российской Конституции журнал приурочил несколько статей. О сложных политических противоречиях, которые преодолевались при ее подготовке, о малоизвестных фактах повествует О. Румянцев, непосредственный участник тех событий. В. Померанц акцентирует внимание на потенциале Конституции 1993 года для создания демократического общества и тех практически неизбежных для того времени «ловушках», которые приходится учитывать и сегодня. Тем не менее принятие Конституции стало знаменательным событием в жизни России, определяющим периодизацию ее новой истории. Этот аспект рассматривается в статье Д. Пушмина.

Из других материалов номера обратим внимание читателя на обзор «круглого стола» по среднему классу, подготовленный О. Здравомысловой. Ведь от того, как будет развиваться этот слой, во многом зависит ситуация в России. К сожалению, констатировало большинство участников дискуссии, в российском обществе сегодня происходит процесс атомизации, средний класс ориентирован на индивидуализм и потребительство, а потому не способен объединяться даже для решения своих проблем и тем более быть субъектом политической модернизации. В связи с этим и на фоне обсуждений последнего времени о российском среднем классе как сопоставимом по критериям со средним классом за рубежом заслуживает внимания методология Левада-Центра, представленная Л. Гудковым: исследовать не средний класс, а реальные успешные и продвинутые группы российского населения, обладающие экономическими и, в целом, бóльшими социальными ресурсами.
Этот номер готовился в дни победы на выборах в США Б. Обамы и президентского Послания Д. Медведева Федеральному Собранию, которое наметило перспективу действий России в период мирового финансового кризиса и резко ухудшившихся отношений с США. Многие обратили внимание на почти полную синхронность этих событий. Нам бы очень хотелось, чтобы в сегодняшних сложных условиях мудрые уроки Дж.Ф. Кеннана были учтены социальными акторами как в верхах, так и на уровне гражданского общества в наших странах. 

Tagged