Skip to main content
Support

Социокультурные особенности российской модернизации

Вопрос о модернизации стоял перед Россией очень часто на протяжении ее длинной и бурной истории. Вспомним попытки, например, Бориса Годунова, царя Алексея Михайловича и его сына Петра I, Александра II. Фактически модернизационным проектом была и попытка построить в России и во всем оставшемся мире коммунизм, предпринятая большевиками в начале прошлого века. В этом же ряду – перестройка Михаила Горбачева и демократическая революция Бориса Ельцина.

Но что мы имеем сейчас, в начале XXI века? Глубокую дискредитацию в глазах основной части населения России ценностей демократии, рыночной экономики и гражданского общества. Как тут не вспомнить Реформацию и Контрреформацию, Великую Французскую революцию и последовавшую за ней Реставрацию, романтический порыв и даже наивность большевиков, на смену которым пришел человеконенавистнический прагматизм Сталина.

Так все-таки с чем мы имеем дело? С глубинными архетипами, установками и ценностями российского народа, которые предопределяют тип нашего развития еще на многие годы вперед, или со стечением несчастливых обстоятельств, которые быстро могут поменять динамику российского развития – с «минуса» на «плюс»?

Эта, казалось бы, умозрительная дилемма на самом деле имеет определяющее значение для всех планов не только модернизации, но и просто развития России. Даже ничего не делая, невозможно остаться вне общемирового исторического процесса, в который наша страна оказалась включена благодаря реформам «лихих» 1990-х годов. А это развитие, несмотря на все трудности последнего времени, направлено в сторону гуманизации человеческих отношений, поиска путей достижения договоренности даже там, где, казалось бы, взаимоприемлемая позиция невозможна. Освобождаясь от финансовых пузырей, наиболее продвинутая часть мирового сообщества делает решительный шаг к повышению роли свободного труда свободных людей. Видимо, начинается очередной этап и в эволюции демократических процедур: от господства коррумпированных профессиональных политиков и политтехнологов мир переходит к открытой политике, в формировании которой активное участие будут принимать не только разнообразные политические партии и НКО, но и – напрямую, через механизмы прямой и обратной связи с властью – основная масса образованного населения. Приходит новое понимание взаимоотношений человека и природы. И все эти сдвиги в той или иной степени предопределят облик экономики, социальной политики и общественногоустройства XXI века.

Пришла пора понять: а сможем ли мы успешно преодолеть эту историческую развилку, доказав не только всему миру, но прежде всего самим себе, что и в России модернизация может быть успешной. И здесь социокультурные аспекты выходят на первый план.

Представленная в данной публикации дискуссия должна, как нам кажется, инициировать интенсивное общественное обсуждение поставленных – нет, не Институтом современного развития, а самой жизнью – вопросов. Со своей стороны ИНСОР выражает благодарность Институту Кеннана за подготовку публикуемого обмена мнениями и намерен продолжить «разрабатывать» эту тему, привлекая к обсуждению лучших российских и зарубежных экспертов.

Председатель Правления
Института современного развития

Игорь Юргенс

Tagged