Skip to main content
Support
Blog post

Генерал для битья

Valery Panyushkin

Валерий Панюшкин — о том, кто такой генерал Суровикин. И зачем он нужен

MOSCOW, RUSSIA - MAY 7, 2019: Commander-in-Chief of the Aerospace Forces of the Russian Federation, Colonel General Sergei Surovikin at a rehearsal of the parade on Red Square in honor of Victory Day
МОСКВА, РОССИЯ - 7 мая 2019 г. Генерал-полковник Сергей Суровикин, тогдашний главнокомандующий Воздушно-космическими силами Российской Федерации, на репетиции парада на Красной площади в честь Дня Победы.

Герой Российской Федерации, генерал армии, герой ЛНР Сергей Суровикин командует группировкой российских войск в Украине с 8 октября 2022 года. Чтобы всем сразу стало страшно. Начались бомбежки энергетической инфраструктуры, Украина в значительной мере осталась без света, воды и тепла. Анонимные сотрудники британской разведки рассказали журналистам, что методы генерала хоть и жестоки, хоть и неконвенциональны, но, надо признать, эффективны. А журналисты припомнили прилипшее к Суровикину еще в Сирии прозвище: Генерал Армагеддон.

И правда, на протяжении всей своей карьеры Сергей Суровикин проявлял жестокость и презрение к гуманитарным правилам ведения войны, а впрочем, к каким угодно гуманитарным правилам. Еще в августе 91-го во время путча по приказу ГКЧП мотострелковый батальон под командованием капитана Суровикина утюжил баррикады безоружных протестующих в Москве на Садовом кольце. Под гусеницами одного из суровикинских БМП погиб Дмитрий Комарь, суровикинскими солдатами застрелены были Илья Кричевский и Владимир Усов.

За это уничтожение безоружных (которые сумели, правда, одну из боевых машин пехоты поджечь) капитан Суровикин просидел семь месяцев в тюрьме, но вышел из тюрьмы уже майором и без всякой отметки о судимости в послужном списке. Оправдали, отпустили и повысили в звании. Сделал это лично президент Ельцин. В 1995 году военный суд Московского гарнизона признал Суровикина причастным к незаконной торговле оружием. Приговорили к одному году лишения свободы условно, но вскоре «разобрались», приговор отменили, судимость погасили и дали диплом Военной академии имени Фрунзе — с отличием.

В 2004 году в Чечне Суровикин, командовавший 42-й мотострелковой дивизией, запомнился словами о том, что за каждого погибшего русского солдата следует убивать троих чеченцев. Тогда же, говорят, повздорив из-за политики, избил сослуживца, но дело как-то замяли и заявление, поданное было в полицию, избитый забрал.

Говорят еще, что в 2014 году Суровикин командовал секретной отправкой российских танков на Донбасс, но этим слухам нет подтверждения.

Зато весьма достоверно из доклада Human Rights Watch известно, что в 2017 году и в 2019-м подчиненные Суровикину российские войска в Сирии бомбили жилые дома, школы и базары. И в 2017-м же году генерал получил из рук президента Золотую Звезду Героя Российской Федерации. То есть Родина оценила готовность бомбить жилые дома, школы и базары.

Наконец — Украина. 

До появления Суровикина во главе армии попадание российских ракет в гражданские объекты можно было худо-бедно считать случайностью, промахом, ошибкой в расчетах — по крайней мере, так объясняли потери среди мирных жителей пропагандисты и официальные спикеры министерства обороны. Теперь очевидно: энергетическую инфраструктуру Украины бомбят по дьявольскому плану, стремятся заморозить и погрузить во тьму целые города на востоке и на западе, целую страну, миллионы людей. Стремятся создать еще одну, новую, волну беженцев, которую Европа не сможет уже принять с тем радушием, с каким принимала беженцев в марте и апреле. Воюют не с военными, а с мирными жителями. К черту конвенции! К черту правила ведения войны! Давайте еще одну Золотую Звезду Героя!

Теперь представьте себе, что на самом деле чувствуют члены ГКЧП по отношению к людям, которые вышли на улицы протестовать против их путча. К этой сволочи, к этой черни, которая, видишь ли, хочет свободы, демократии и колбасы, — что они чувствуют? Ненавидят? Презирают? Хотели бы покосить толпу из пулемета и расплющить гусеницами? Но понимают, что так нельзя. Дать волю своим чувствам не могут, соображают, что стрелять в толпу — это преступный приказ, достойный всех на свете трибуналов. Опытные политики. Знают, что надо оставаться в глазах страны и мира спасителями и заступниками.

Представьте себе российскую армию образца 1995 года. Сколько ходило тогда слухов о том, что военные незаконно торгуют оружием. Сколько снято об этом документальных и художественных фильмов и в России, и в Голливуде. Сколько сделано журналистских расследований. Сколько погибло репортеров, прикоснувшихся к этой тайне. Так нужен же в этой машине незаконной оружейной торговли человек, на которого падет вина, если что-то пойдет не так. Козел отпущения. Даже не важно, знает ли он о своей вовлеченности в преступные торговые схемы или используется вслепую.

Представьте себе, что в 2004 году чувствует по отношению к чеченцам высшее российское политическое руководство. Ненавидят люто. Перебили бы всех до единого. Но нельзя — продолжают делать вид, будто относятся к горцам как к равноправным и уважаемым гражданам нашей дружной и многонациональной страны.

А в 2014 году, когда Россия наводняет Донбасс своими политтехнологами, методологами и инструкторами, когда планомерно ссорит украинские Восток и Запад, что чувствуют в Кремле, получая отчеты о тайно переброшенных в Донецк и Луганск танках? Ликуют! Радуются, что удалась эта кровавая пакость. Но публично и от собственного имени ликовать не могут. Должны скрывать от страны и мира свои усилия по разжиганию войны.

А в Сирии! Если бы дать волю политическому руководству России, так они бы стерли эту Сирию с лица земли, со всеми ее памятниками античной культуры, со всеми ее школами и базарами, со всеми этими детьми-ампутантами, которые с упреком смотрят черными, как маслины, глазами в объективы фотографов агентства «Магнум». Но нет, нельзя. Не может серьезный политик показывать стране и миру свои глубинные людоедские чаяния.

И теперь в Украинскую войну президент Путин будет говорить про «один народ» и про «украинских партнеров», а российская ракета тем временем будет убивать на киевской улице женщину-врача. Депутат Турчак будет праздновать «освобождение Херсона» и уверять, что Россия в Херсоне навсегда, а в это самое время в этом самом Херсоне российские военные будут этих самых «освобожденных» херсонцев пытать. 

Телеведущий Красовский… вот телеведущий Красовский проговорится, выдаст истинные чувства российских патриотов — «топить украинских детей, вешать», — ну, так его и накажут, уволят и подержат некоторое время в опале, прежде чем наградить. А на его место поставят другого телеведущего, чтобы публично о мирных украинцах заботился, в то время как русские ракеты утюжат украинскую энергетическую инфраструктуру, оставляя людей на всю зиму без тепла и света.

Вот для этого и нужен Суровикин. Человек с репутацией безжалостного мясника. Человек, который публично получает от министра обороны приказ беречь людей, но считывает приказ уничтожать людей у министра и президента прямо из сердца. Или это собственное сердце ему так подсказывает?

Если приведет к победе кровавая бойня, если не выдержит Украина холода и тьмы, генерала Суровикина наградят сразу. Если Украина выдержит, если Россия проиграет эту войну, если представлены будут миру (и россиянам в том числе) хорошо юридически оформленные доказательства военных преступлений, — то кого же накажут? Генерала Суровикина. Он и назначен ради того, чтобы в том случае, если жестокость потерпит поражение, быть наказанным. Так с ним уже как минимум дважды было. За то его руководство и ценит, что выполнит любой людоедский приказ не задумываясь. А можно и не приказывать — сам придумает какое-нибудь людоедство. И будет на кого людоедство свалить.

К сожалению, любому тоталитарному режиму нужны такие люди. К сожалению, не только тоталитарному — любому режиму на свете нужны безжалостные служаки, готовые выполнить, а то и отдать преступный приказ. А потом — пойти под суд и понести наказание за выполнение или составление преступного приказа. 

А потом — получить повышение в звании.

Публикации проекта отражают исключительно мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Института Кеннана или Центра Вильсона.

About the Author

Valery Panyushkin

Valery Panyushkin

Journalist and Writer
Read More

Kennan Institute

The Kennan Institute is the premier US center for advanced research on Eurasia and the oldest and largest regional program at the Woodrow Wilson International Center for Scholars. The Kennan Institute is committed to improving American understanding of Russia, Ukraine, Central Asia, the South Caucasus, and the surrounding region though research and exchange.  Read more