Королевы больше нет
Илья Жегулёв — о взлёте и полном крахе российской «королевской семьи»
A blog of the Kennan Institute
Илья Жегулёв — о взлёте и полном крахе российской «королевской семьи»
В кожаном салоне реактивного частного самолета британцы Джон Хардинг, Шон Пиннер, Эйден Эслин, Дилан Хили и Эндрю Хилл чувствовали себя, как на приёме у королевы. Особенно это ощущалось на контрасте с донецким пленом, где их кормили в лучшем случае чёрным хлебом. По дороге с ними общался холёный джентльмен с небольшой щетиной. Пока самолёт летел в Саудовскую Аравию, британцев кормили стейком, канапе и тирамису, а мужчина вёл светский разговор о футболе с Шоном Пиннером, инструктором украинских бойцов. Служивший в Королевском английском полку Пиннер присмотрелся к мужчине — у него был заметный русский акцент и больно знакомые черты — и рискнул отметить: «Вы очень похожи на Романа Абрамовича».
«Это потому, что я — это он, сэр», — вежливо ответил российский миллиардер.
О роли Абрамовича сначала в мирных переговорах, а потом и в обмене пленными до сих пор ходит много слухов. Правда в том, что он единственный из российских олигархов, кто лично появлялся в Турции во время переговоров, кто лично ездил в Киев в самом страшном для Украины марте и кто лично был в самолёте, доставлявшем британцев из плена. Были ли такие случаи в истории новой России, когда олигархи занимались освобождением пленных? Были. И занимался этим… бывший партнёр Абрамовича Борис Березовский. 25 лет назад, в декабре 1996 года, он договорился об освобождении из чеченского плена пензенских омоновцев, ещё через месяц освободил уже корреспондента и оператора канала ОРТ, а потом и корреспондента НТВ Елену Масюк с двумя коллегами. Есть ли в этом какая-то связь?
И Борис Березовский, и Роман Абрамович в конце 90-х входили в «Семью» — тот самый узкий круг, объединившийся вокруг первого президента Бориса Ельцина. Бизнесмены не жалели ни денег, ни собственного времени ради спасения людей, пытаясь инвестировать в своё будущее, которое, правда, и для того, и для другого отменили. Если 25 лет назад блистательная и всесильная «Семья» фактически управляла страной, то сейчас «Семьи» практически нет. Остались только отдельные люди, спасающие свои активы и репутацию.
Когда-то на помощь отчаявшемуся Борису Ельцину, потерявшему пост и партийное влияние, пришёл молодой журналист. Тихий, интеллигентный Валентин Юмашев брал у него интервью для фильма, а потом предложил издать книгу, найдя для будущего президента международного издателя с очень выгодным предложением. С тех пор у Ельцина с Юмашевым возник уникальный контакт, да и не только у Ельцина. Журналисту удавалось войти в доверие буквально к каждому политику, с ним работавшему. Советы Юмашева всегда выглядели логичными, у него был своеобразный дар убеждения. Но главным его активом была крепкая дружба с дочерью президента. После ухода Ельцина с поста президента эта дружба превратилась в брак.
Уходя в отставку, Ельцин публично завещал: «Берегите Россию». Имея в виду ту Россию, которую он придумал и построил. Гарантом сохранения той России была «Семья» — Юмашев и его окружение. В ранние путинские годы телефон Юмашева разрывался от звонков из высоких кабинетов. Аудиенции с человеком, отвечавшим за здравый смысл, желали и предприниматели, и чиновники. Многие советовались и с Александром Волошиным, другим членом «Семьи», интеллигентным, но жёстким управленцем. Когда Волошин сам подал в отставку с поста главы Администрации Президента, он долгое время сохранял контакты буквально со всеми топ-менеджерами команды Путина.
Никто из них не принимал решений. Но их присутствие, хотя бы тайное, в российском политическом истеблишменте говорило о преемственности и о том, что какой-то баланс мнений всё ещё сохранялся. По сути, Юмашевы и все, кто их окружал, были «королевской семьей» новой России. Никогда публично не выступая против решений Путина, они сохраняли все свои условные привилегии: как материальные, так и вербальные. Предприниматели по-прежнему ходили к Юмашеву, который помогал разруливать как конфликты друг с другом, так и конфликты с силовиками.
В политической жизни они ничего давно не решали, но одним своим присутствием успокаивали тех, кто считал, что Россия идёт ко дну. Юмашевы верили в лучшее и этой верой заражали тех, кто с ними общался. Всегда спокойный Волошин, человечная и эмоциональная Татьяна, любитель современного искусства и футбола Абрамович и, наконец, аккуратный в формулировках обаятельный Валентин Юмашев — они, казалось, представляли какую-то другую сторону, которую хочется обозвать словом «разум». Этому «разуму» приписывались действия, к которым они не имели никакого отношения. Просто потому, что многим хотелось думать, что это делает «Семья». Например, обвинения «Семьи» в организации протестных акций на Болотной площади тщательно проверялись силовиками, но в итоге всё рассыпалось. Людям до последнего хотелось верить, что у либералов есть мощнейший тыл в виде когда-то всесильной «Семьи». Но этого тыла нет.
Сразу после начала войны в Украине на сайте «Ельцин Центра» появилось сообщение с осуждением вторжения России. Татьяна Юмашева у себя в соцсетях разместила лаконичный пост: «Нет войне!» Это первый случай, когда «Семья» так откровенно и публично выступила против решения Путина, тем более такого поворотного, разделившего историю страны на до и после. «Королевская семья» перестала изображать консенсус с нынешней властью. Его больше нет — даже для вида.
Илья Яшин, последовательный критик российской агрессии, который сейчас за это находится под арестом, в конце сентября передал через адвокатов текст, который напечатали на его странице. Даже в тюрьме Яшин не забыл про Юмашевых, отведя им особую зловещую роль. Рассказывая о масштабе той катастрофы, к которой подвел страну президент, Яшин вспоминает первопричину: «малодушный страх нескольких человек». Он имеет в виду страх членов семьи Бориса Ельцина, «которые отдали власть и ядерный чемоданчик буквально случайному прохожему, получив от него гарантии личной безопасности. Мелочный эгоизм «Тани и Вали» сейчас поставил нашу страну и весь мир на грань катастрофы».
Конечно, гарантии безопасности дал бы «Семье» любой человек, на которого она сделала бы ставку: от Немцова до Степашина. Другое дело — почему выбор пал именно на Путина и чувствует ли Юмашев за это ответственность? Действительно ли кровь украинцев сейчас на Юмашеве и его окружении? «Семья» не готова это признавать.
26 февраля 2012 года, в Прощёное воскресенье, Березовский публично попросил прощения за то, что привёл к власти Путина, не разглядев в нём будущего «алчного тирана и узурпатора». «Многие из нас не распознали его тогда, но это не оправдывает меня», — написал тогда Березовский. Не распознали многие, но основная часть ответственности лежит, кроме Березовского, всего на трёх людях: Волошине, Юмашеве и Татьяне. Именно они убедили Ельцина назначить преемником Путина, с которым Ельцин до этого едва ли встречался. Ельцин поверил доводам и аргументам Юмашева — кадровый вопрос, который спустя годы подвел страну под риск самоуничтожения.
«Семья» вряд ли будет за это извиняться, но Юмашев не раз говорил, что Путин, которого он выбирал в преемники, и Путин сегодняшний — два разных человека. Ошибка Юмашева и всей «Семьи» заключается в том, что они не подумали о главном: за долгие годы безграничная власть может трансформировать любого человека. Особенно человека, имеющего доступ к красной кнопке. И ответственность здесь лежит скорее на том, кто наделил президента сверхполномочиями, не создав систему баланса. Таким балансом на ментальном уровне была «Семья», но всё это окончательно разрушилось 24 февраля.
Что будет со страной без «королевы» и «королевской семьи»? О Юмашеве уже давно ничего не слышно, он уволился с должности советника Путина, чтобы избежать санкций, которые могут всерьез отразиться на его здоровье, поскольку Валентин Борисович лечится от рака в Соединенных Штатах.
7 октября на сайте «Ельцин Центра» было опубликовано поздравление «Мемориалу» — правозащитная организация получила Нобелевскую премию мира. Наина Ельцина вспоминает в этом поздравлении заслуги «Мемориала» и называет награду справедливой. Выверенный текст явно написан Валентином Юмашевым, и он окончательно подводит черту под связью между Ельциным и его преемником: Путин не преемник, а могильщик всего того, что было ценно для предыдущего президента. 7 октября Юмашев публично и окончательно эту связь разорвал. «Королевы» нет и новой не будет. Теперь это другая страна — снова без связи с прошлым. И без определенного будущего. Последний привет от «Семьи» — участие Абрамовича в мирных переговорах и переговорах по освобождению пленных. Отдельных людей можно вытащить. Страну — уже нет.
Публикации проекта отражают исключительно мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Института Кеннана или Центра Вильсона.
The Kennan Institute is the premier US center for advanced research on Eurasia and the oldest and largest regional program at the Woodrow Wilson International Center for Scholars. The Kennan Institute is committed to improving American understanding of Russia, Ukraine, Central Asia, the South Caucasus, and the surrounding region though research and exchange. Read more