Российская военная алия

Аркадий Майофис — о новой волне репатриации российских евреев

 New North American Jewish immigrants making Aliya in Ben Gurion Airport

Егор Трухин — театральный режиссер.

Александра Осмоловская-Суслина — экономист.

Мотл Гордон — раввин.

Василий Штабницкий — врач-пульмонолог.

Елена Бунина — профессор математики.

Все эти люди, слава богу, живы и здоровы. Ещё несколько месяцев назад на таких, как они, строилась во многом жизнь в России.

Владимир Непевный — режиссер-документалист.

Майя Кантор — специалист по банковскому сервису.

Нателла Болтянская — журналист.

Фёдор Катасонов — врач-педиатр.

Ваня Жук — музыкант.

Каждый из них — талантливый профессионал, добившийся больших результатов, сделавший имя и карьеру в своей области. 

Дмитрий Федоров — кинорежиссёр.

Евгений Казачков — сценарист.

Владимир Годник — фотограф.

Борис Иомдин — лингвист.

Рома Либеров — режиссер.

Вот уже месяцев семь я составляю этот список безвременно ушедших из России незаурядных, знаковых людей. Мой список не отражает всей реальности. В нём, например, больше гуманитариев, тех, с кем сводит жизнь меня лично, про кого узнаю от знакомых, тоже преимущественно гуманитариев.

Оксана Станевич — врач-инфекционист.

Ольга Бычкова — журналист.

Григорий Зорин — музыкальный продюсер.

Дмитрий Нечаев — бизнесмен.

Лев Ганкин — журналист.

Список пополняется каждый день. И нет ему конца.

Сергей Максимишин — фотограф.

Руслан Сорокин — телепродюсер.

Фаина Рохлина — врач-педиатр.

Владимир Раевский — журналист.

Кирилл Сахманов — издатель.

Андрей Либенсон — кинорежиссёр.

Илья Фоминцев — организатор здравоохранения.

Дина Годер — киновед.

Звёзды первой величины:

Андрей Макаревич — музыкант.

Алла Пугачёва — певица.

Максим Галкин — актёр. 

Максим Леонидов — певец.

Максим Виторган — актёр.

А еще Михаил Шац, Ирина Шихман, Андрей Хржановский, Анатолий Белый… Тысячи и тысячи инженеров, врачей, бизнесменов, ученых, рабочих.

То, что убыло в одном месте, прибыло в другом. В данном случае в Израиле. Всем этим людям повезло: они имеют право на репатриацию. Сейчас вдруг все осознали, что иметь еврейскую бабушку — большая привилегия. Когда-то за это расстреливали, а сейчас, наоборот, это может сохранить жизнь. Сколько таких привилегированных в России? Считается, что правом на репатриацию обладают около 600 тысяч россиян. Сколько из них этим правом воспользовалось с 24 февраля, точно никто не знает. Броуновское движение: приехал, посмотрел, решил проверить, что там в Грузии, уехал, вернулся, уехал продать квартиру в России, вернулся, закончились деньги, уехал назад. Сознание ещё не принимает. Голова ещё не перестроилась. Не покидает ощущение, что всё это временно. Ну не вечный же Путин! И экономика долго такого не выдержит. Ну сколько всё это может продолжаться? 

Мобилизация похоронила последние иллюзии. Там жить нельзя. Возвращаться больше некуда. А как жить здесь, в Израиле? Вот главный вопрос.

В сети гуляет шутка: «Больше всего охренели монголы. Они не ожидали такой волны репатриации через 700 лет». Про Израиль такого не скажешь. За все годы существования государства в Израиль переехало из разных стран 3,3 миллиона человек. Самая крупная алия за всю историю случилась в конце 80-х – начале 90-х. Тогда из бывшего Советского Союза приехало около одного миллиона человек, и это на 4,5-миллионную страну. Буквально каждый пятый израильтянин резко заговорил по-русски. Сейчас в Израиле живёт 9,5 миллионов человек. Русскоязычное население сегодня составляет 13 процентов. После 24 февраля из России приехало около двадцати тысяч человек (сколько из них вернулось обратно, неизвестно), в ближайшее время ожидается еще около тридцати тысяч. Примерно столько же из Украины. Власти Израиля делают прогноз на 200-250 тысяч (Украина плюс Россия). Прогноз был сделан до начала мобилизации. 

Израиль экономически, безусловно, справится с таким наплывом. Неожиданно выяснилось, что прекрасно справляется и организационно. Раньше нужны были неимоверные усилия, чтобы получить гражданство, находясь в Израиле в качестве туриста. Сейчас для этого созданы все условия, убрано множество бюрократических препон. Я лично такого от неповоротливой и недружелюбной израильской бюрократии не ожидал. Буквально в эти дни бюрократия постановила невиданное: правительство намерено выдавать корзину абсорбции (так называется ежемесячная денежная помощь новым репатриантам) ещё до получения гражданства.

И совсем уже из области фантастики — обсуждается вопрос выдачи гражданства так называемому четвёртому поколению. Сейчас по Закону о возвращении гражданином может стать внук еврея, то есть третье поколение. Вокруг этого пункта закона идут яростные споры, особенно актуализирующиеся во время выборов. Всё это говорит о сильном желании государства воспользоваться моментом и «заполучить» максимальное количество граждан. Последний раз такой шанс был в момент распада Советского Союза. Благодаря той алие Израиль по доле людей с высшим образованием переместился с 31 на 11 место в мире. Именно тогда получил мощный импульс израильский хай-тек. Сегодня он основной «даватель» денег израильской экономике и главный драйвер ее развития. 

Любопытно, что закостенелая государственная машина относится к последней алие (особенно к той, которая убежала от мобилизации) с большим пониманием и терпением, чем репатрианты со стажем. Военная алия многих раздражает. У этого есть причины: многие новые репатрианты (олим хадашим) рассматривают израильское гражданство лишь как способ безвизовых путешествий по миру. Некоторым из них было свойственно высокомерно-презрительное отношение к «провинции у моря». Все их мысли — о России. И все помыслы — о возвращении. 

Но что если унять раздражение?

Алия последних месяцев не сильно отличается от алии последних лет. Вы удивитесь, но она всё ещё еврейская. В ней высокая доля галахических евреев — в процентом отношении выше, чем была, например, в 90-е. Многие репатрианты вели в России активную еврейскую жизнь. Гораздо более активную, чем большинство светских израильтян в самом Израиле. Эта алия из крупных городов. Эта алия имеет высшее образование. Эта алия — носитель высоких стандартов жизни. Это, по меткому определению Линор Горалик, алия деятельных. Приезжают люди, привыкшие создавать, причём самых разных областях.

Очевидно, что вся эта свежая кровь может на многое в Израиле повлиять: улучшение сервиса (кто-то будет ворчать по поводу его отсутствия, а кто-то начнёт эти сервисы создавать); усиление главной золотоносной жилы страны — хай-тека (вместе с топовыми программистами сюда приезжают и топовые менеджеры от программирования); интенсивность культурной жизни (большое количество новых спектаклей, концертов, квартирников); количество денег в экономике, в конце концов (в Израиль уже приходят новые деньги, и не все они ворованные). 

Всё это произойдет не сразу. Пока люди приходят в себя и пытаются понять, что с ними произошло и где они находятся. Сейчас в Израиле появилось бесчисленное количество разных групп, чатов в Фейсбуке, Телеграме и так далее. Люди выясняют, помогают, советуют, подбадривают. Вот выдержки из первых попавшихся:

- Стоит ли прямо сейчас пытаться занять очередь в МВД или можно только через 3 месяца?

- Кто-нибудь знает, как попасть к врачу за деньги, если нет страховки?

- Готов купить доллары или шекели за рубли, пишите в личку.

- Есть ли информация, как с завтрашнего дня будут финны впускать израильтян через сухопутную границу?

- Кто-нибудь летит в ближайшее время из Москвы в Израиль? Нужно привезти костюм, очень. Вес 5-7 кг.

- Странный вопрос будет, но вдруг кто-то может поделиться. Нужен опыт людей, которые в Израиле (а лучше всего в Хайфе) ходили к психиатрам и получали рецепты на антидепрессанты.

- Всем привет! Я актёр, музыкант и сценарист, работал в театре. Играю на саксофоне, клавишных. Периодически выпиваю.

Впереди у них непростые, но очень драйвовые времена. Совершенно новая жизнь. Не продолжение старой, как многим бы хотелось, а новая, другая. Я верю в то, что большая часть полюбит эту страну и найдёт в ней себя. Нет никаких причин, по которым военная алия интегрировалась бы здесь хуже предыдущих.

А пока продолжаю вписывать в свой список новые фамилии. 

Михаил Местецкий — кинорежиссёр.

Александр Колмановский — психолог.

Рэйчел Якубович — продюсер…

Публикации проекта отражают исключительно мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Института Кеннана или Центра Вильсона.

Kennan Institute

The Kennan Institute is the premier US center for advanced research on Eurasia and the oldest and largest regional program at the Woodrow Wilson International Center for Scholars. The Kennan Institute is committed to improving American understanding of Russia, Ukraine, Central Asia, the South Caucasus, and the surrounding region though research and exchange.   Read more

Kennan Institute