Skip to main content
Support
Blog post

Мы будем где-то

Denis Boyarinov

Денис Бояринов — о группе Tequilajazzz на фоне войны

«Это место уже стало нашим домом, — говорит Евгений Федоров. — Я уже ездил отсюда на гастроли. Это было прикольно: сперва два часа на электричке до Риги, а оттуда самолетом. Вернувшись, я с большой радостью почувствовал, что приехал домой. И сразу пошел к колодцу — воду набирать». Лидер Tequilajazzz со своей семьей — женой и двумя детьми — теперь живет в эстонской деревне, расположенной где-то на полпути между Таллинном и Ригой. Продав всю недвижимость в России, Федоров купил здесь домик с садом («Все, что смогли себе позволить»). Они решили переехать из столицы Эстонии на юг страны, стремясь как можно скорее выучить эстонский язык. «В Таллинне — гигантская русскоязычная община; с эстонским все продвигается плохо, потому что применение его ограничено», — поясняет рок-музыкант. В деревне, где они поселились, живут только эстонцы и лишь пара человек немного помнят русский с советских времен. Дети Федорова ходят в деревенскую школу и «социализируются, насколько возможно». «Местные удивляются, что мы здесь делаем, — рассказывает Евгений об отношениях с соседями. — Наша история для них необычна. Мы на юге Эстонии, и русскоязычных здесь никогда не бывало. Пока что здороваемся с соседями через забор — полного контакта у нас еще ни разу не было. Лучше всего по-эстонски говорят наши дети, а мы преимущественно общаемся по-английски — и с одноклассниками детей, и с учителями, и даже с окрестной гопотой».

 

Лидер Tequilajazzz разговаривает со мной по видеосвязи с чердака своего нового дома. Чердак этот служит спальней для его старшего сына, а для него самого — рабочим кабинетом и домашней студией. «Я много времени провожу на нашем чердачке, — рассказывает он. — Здесь стоят инструменты, днем я работаю, а ночью спит Яша». После занятий музыкой Федоров с удовольствием выходит трудиться во двор. «Когда засиживаешься в «студии», очень классно выйти на улицу и заняться физическим трудом. Прежде наш домик два года подряд завоевывал звание самого красивого дома с участком в деревне. И теперь нам приходится соответствовать: здесь очень классный сад, и мы содержим его в порядке. Я посадил картошку — впервые в своей жизни».

 

«Мы понимаем, что, скорее всего, это наше временное жилище, но пока мы живем тут, и нам нравится, — продолжает Федоров. — Мы не чувствуем, что находимся в захолустье; мы словно перебрались в отдаленный район Таллинна». Я спрашиваю, как отнеслись к переезду в деревню его дети. «Как к части большого приключения, которое началось для нас два с половиной года назад, — рассказывает музыкант. — По крайней мере, мы стараемся, чтобы все наши перемещения по миру были максимально веселыми, были наполнены нормальными детскими событиями и не ощущались слишком драматично. Для младшей дочки так и происходит. Старший сын все понимает. Но, надо сказать, они — смелые ребята и находят в этом свой кайф. Деревенская жизнь ведь классная, особенно летом: тут купания, велики, всякая живность выходит на дорогу из леса. Мы регулярно встречаем и лис, и барсуков, и оленей. Мы ведем такое бытование, о котором я только читал в детстве в книжках Даррелла».

 

С тех же детских лет Евгений Федоров знаком с кочевой жизнью. Он родился в семье профессиональных музыкантов в городе Котлас Архангельской области, на берегу Северной Двины. Вместе с родителями Женя переезжал по городам Русского Севера и Сибири. Играть рок и исполнять музыку собственного сочинения 16-летний Федоров начал в ленинградском андерграунде 1980-х. Будучи бас-гитаристом одной из первых отечественных панк-групп «Объект насмешек», он путешествовал по России с концертами еще во время перестройки. Успех группы Tequilajazzz, основанной им в сентябре 1993-го, приводил Федорова в самые удивительные места земного шара: к примеру, в 2000 году, будучи главной альт-рок-группой в России, Федоров и компания выступили на саммите G8 в Японии, а спустя еще восемь лет давали концерт на высоте 4800 метров в Гималаях.

 

Впервые пожить за пределами России Евгений Федоров попробовал в 2012-м, переехав в Тбилиси. К тому моменту Tequilajazzz, названная Борисом Гребенщиковым «великой русской группой», взяла вынужденную творческую паузу, но у музыканта и композитора было еще два действующих проекта — лаунж-оркестр Optimystica Orchestra, организованный им в память об отце-джазмене, и новая группа Zorge, в которой Федоров продолжил свои музыкальные эксперименты. В 2013-м Евгений уехал из Тбилиси в Санкт-Петербург. «Из Грузии меня вернули обязательства перед Zorge, — вспоминает он. — На протяжении почти года ребята приезжали ко мне для репетиций и концертов. Это было очень неудобно, и потому пришлось вернуться. Но все дальнейшие годы я жил с чемоданами под рукой».

 

Внутренняя готовность Федорова к мгновенному отъезду пригодилась в марте 2022-го. Спустя неделю после начала боевых действий в Украине музыкант, не скрывавший антивоенной позиции, стал получать звонки с угрозами. Федоров не медлил: за несколько часов они с женой собрали необходимые вещи и детей, погрузились в автомобиль и уехали сперва в Эстонию, а потом в Швецию. «Мы запросили убежища в Швеции, поскольку не были знатоками юридических тонкостей, — рассказывает музыкант. — И были вежливо, но настойчиво вывезены из страны в Эстонию по Дублинскому соглашению, поскольку мы покидали Россию через эстонскую границу и с эстонскими визами. Вообще-то это называется словом «депортация», только в нашем случае это не выглядело жестко. Вопрос о нашей дальнейшей жизни в ЕС решала Эстония — как государство, которое выдало нам визы, — и она сделала это быстро, прозрачно и легко. Даже легче, чем мы предполагали. Поэтому большую часть нашего времени мы должны находиться здесь и знать эстонский язык — это одна из наших обязанностей».

 

Обосновавшись в Эстонии, Евгений Федоров создал европейскую версию Tequilajazzz, собрав уехавших из России музыкантов, которые играли с ним в разных проектах (один из ключевых участников оригинального состава TJ, барабанщик Александр «Дусер» Воронов, поддержал СВО и остался в России). «Двое наших ребят живут в Тель-Авиве, — рассказывает Федоров. — Гитарист Zorge Дима Зильперт, который время от времени к нам примыкает, теперь в Берлине. А барабанщик Бенджамен вернулся из России в родную Бельгию. Кстати, Бенчик со дня на день приедет ко мне в деревню. Мы будем репетировать прямо здесь, на чердаке». Участники Tequilajazzz разбросаны по разным странам, что осложняет жизнь группы, оставляя мало возможностей для репетиций и концертов. Впрочем, Федоров относится к этим трудностям с оптимизмом. «История музыки помнит такие случаи — и группа Led Zeppelin, и группа Rolling Stones так существовали. У них, правда, были для репетиций не чердаки, а замки. Но у нас другие масштабы, да и задачи поскромней», — смеется музыкант. 

 

Перезапуск Tequilajazzz принес Федорову не только новые сложности, но и новые возможности. «Раньше я выпускал музыку под тремя разными названиями: Tequilajazzz, Optimystica Orchestra и Zorge. А теперь «Текила» и Zorge слились: это одна группа, — объясняет он. — Мы играем на концертах песни обеих команд, и они невероятно дополнили друг друга. Мы играем даже песни «Оптимистики». В этом смысле у меня сейчас любимый концертный период, потому что мы играем в одной программе все те вещи, которые мне реально нравятся». 

 

Потрясения, происшедшие в личной жизни и в мире, подействовали на многих музыкантов, покинувших Россию, как катализатор творчества. Евгений Федоров, напротив, словно замкнулся в себе. За два с лишним года, прошедших после отъезда, он обнародовал лишь три трека: печальную элегию «Машина, полная зла», балладу «Маори», основанную на реальной истории, и «Флаги» на стихи Бориса Поплавского — песню, записанную для сборника «После России». Немногословность лидера Tequilajazzz объясняется тем, что он все еще находится в поиске нового языка для описания новой реальности. «Трудно подобрать слова для огромного количества вещей, которые происходят сейчас со мной, пользуясь старыми способами высказывания. Они совершенно не работают, — объясняет музыкант. — Но те песни, что появились за это время на свет, были вдохновляющими. Они показали, что я начинаю находить новый язык. Произошла ферментация нового способа высказывания. По крайней мере, я перестал бояться открыть рот».

 

Все это время, однако, Евгений Федоров не прекращал сочинять музыку. «Я очень много пишу в стол, — рассказывает он. — В этом режиме я живу многие годы начиная с 1998-го. С этого начинается каждый мой день. Как только удается от всех спрятаться, я сразу бегу в студию и начинаю что-то играть на гитаре или синтезаторе. Мой стол распух от набросков, и сейчас я готов открыть этот ящик Пандоры и доделать песни и инструменталы, которые накопились за эти два года». Первым Федоров предполагает опубликовать проект, над которым начал работать сразу после отъезда. «Это, по сути, музыкальный дневник, — рассказывает автор. — В нем песни, которые появились в последнее время. Я год его откладывал, потому что у меня получалась какая-то нехарактерная для Tequilajazzz музыка. Но сейчас я решил наконец его закончить и свести — надеюсь сделать это в ближайшие пару недель. Я начал делать его в Швеции — на коленке, с одной гитарой и используя микрофон лэптопа. Постепенно ко мне приезжали мои инструменты (друзья мало-помалу их довозили), и его звуковая палитра немного расширилась, однако он все равно звучит как DIY. Я бы мог его отправить какому-нибудь крутому продюсеру, но решил оставить все как есть, отбросив лишний перфекционизм. Скорее всего, это будет мой сольный проект: я выпущу его под псевдонимом, который идентичен моему нику в инстаграме». Следом стоит ожидать и релиза от Tequilajazzz.

 

В сентябре группа поедет в очередной европейский тур, но Федоров не спешит анонсировать выпуск релизов перед ним или премьеры песен на концертах. «Сейчас нет никаких взаимосвязей в индустрии. Все разрушено, как и многое остальное, — говорит он. — Как получится, так и получится. Мы начали новую жизнь. Не все у нас выходит с первого раза. Чему-то мы очень рады, а от чего-то рады отказаться. Мы просто существуем и этим счастливы. Ездить по миру и выступать беспрепятственно — это уже большая радость, и мы зовем всех разделить эту радость с нами».

Публикации проекта отражают исключительно мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Института Кеннана или Центра Вильсона.

 

About the Author

Denis Boyarinov

Denis Boyarinov

Music Critic, Journalist
Read More

Kennan Institute

The Kennan Institute is the premier US center for advanced research on Eurasia and the oldest and largest regional program at the Woodrow Wilson International Center for Scholars. The Kennan Institute is committed to improving American understanding of Russia, Ukraine, Central Asia, the South Caucasus, and the surrounding region though research and exchange.  Read more