Ничего, кроме правды
Людмила Улицкая о примерном советском человеке. О Михаиле Горбачеве.
A blog of the Kennan Institute
Людмила Улицкая о примерном советском человеке. О Михаиле Горбачеве.
С детства терпеть не могу начальства. И даже свою жизнь построила таким образом, чтобы избежать этой унизительной формулы отношений начальник — подчиненный. Нелюбовь к начальству возникла с раннего возраста и сохранилась на всю жизнь. На вопрос «Кого ты больше любишь — папу или маму?» тренированные советские дети дружно отвечали: «Сталина!» Но Сталин умер, началась чехарда новых вождей, а я со скучным постоянством продолжала не любить начальников: маленьких, средних и самых высоких.
Исключение я сделала только для Михаила Сергеевича Горбачева, правда, в то время, когда он уже покинул свой высокий пост. Я не могу сказать, что я его полюбила. Но, скажем так, приняла в конце концов. Но именно в конце концов. Завершение жизни Михаила Сергеевича Горбачева было прекрасным: его не судили и не убили, как это было со многими российскими руководителями. Он прожил много лет с женой, которую любил, ценил и уважал. И проводил в последний путь. Да и сам он умер, как это говорится, в своей постели. А это для людей его поколения уже само по себе подарок жизни.
Он был примерным советским человеком «в общественной и личной жизни», как писали в анкетах людей, уезжавших в заграничную туристическую поездку в Польшу. Однако, в отличие от среднестатистического «советского человека», Михаил Сергеевич Горбачев совершил невероятную эволюцию. В течение его политической карьеры происходили с его ведома и одобрения такие жестокие акции, как подавление митинга в Тбилиси и захват вильнюсского телецентра, на время его правления пришлись войны, народные волнения.
Именно во времена экономического провала Горбачев начал политику перестройки, сделав целью ускорение экономического развития страны и демократизацию. Именно он запустил в оборот слова, ставшие знаменем его времени, — «перестройка» и «гласность». Насколько это удалось, оценивают специалисты. Но он, несомненно, дал старт этому процессу.
Горбачев был последним генеральным секретарем Коммунистической партии и, возможно не осознавая вполне своей роли, ее могильщиком. Впрочем, остатки этой партии и до сих пор еще выпускают свои токсины в жизнь страны. Не стану утверждать, что с горбачевской перестройкой все получилось. Но с гласностью вполне удалось. Именно Горбачев открыл в свое время доступ к разнообразной информации. Горбачев начал целый ряд реформ в экономической и политической жизни страны. Нельзя сказать, что реформы эти удачно реализовались. Но именно начиная с Горбачева появилась надежда, что страна может пойти по пути демократизации. Правда, что это такое, до сих пор огромное большинство населения еще не знает. Но есть надежда, что со временем узнает. И заслуга Михаила Сергеевича Горбачева несомненна.
В Москве в октябре 2020 года режиссер Алвис Херманис в Театре наций поставил замечательный спектакль «Горбачев». Этот выдающийся спектакль с двумя звездными актерами, Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой, показался мне прекрасной данью памяти Михаилу Сергеевичу Горбачеву и его жене Раисе. Пусть память россиян сохранит всё лучшее, что успел сделать Михаил Сергеевич Горбачев.
Публикации проекта отражают исключительно мнение авторов, которое может не совпадать с позицией Института Кеннана или Центра Вильсона.
The Kennan Institute is the premier US center for advanced research on Eurasia and the oldest and largest regional program at the Woodrow Wilson International Center for Scholars. The Kennan Institute is committed to improving American understanding of Russia, Ukraine, Central Asia, the South Caucasus, and the surrounding region though research and exchange. Read more